Олицетворение Солнца
Олицетворение Солнца, звезд и планет отнюдь не было символическим, и мифы не создавались только для развлечения или мистерий. Даже у греков мифы пользовались таким всеобщим признанием, что мало кто посмел бы усомниться в истинности того, что в них рассказывалось. Когда около 434 г. до н. э. Анаксагор высказал предположение, что Солнце — это не Феб-Аполлон, а масса раскаленного камня размером с Пелопонесс, его арестовали, обвинив в оспаривании того, что установлено религиозными догмами. Хотя красноречие его друга Перикла и спасло Анаксагору жизнь, все же он навсегда был изгнан из Афин.
Однако Анаксагор не был первым из тех, кто способствовал развитию науки о Солнце. Часто говорят о Фалесе из Милета, который предсказал солнечное затмение в шестом веке до нашей эры, хотя теперь этот рассказ считается весьма сомнительным. Так или иначе, Фалесу, по-видимому, было известно, что Луна имеет форму шара и светит отраженным солнечным светом. Более того, он высказал идею, что небесные тела движутся в соответ
ствии с неизменными законами. Непосредственным продолжателем Фалеса был Пифагор, знаменитый своей общеизвестной теоремой о квадрате гипотенузы. Философы-пифагорейцы дали нам первую модель солнечной системы, в которой Земля представляется планетой, движущейся вокруг центрального тела. Однако согласно их учению этим телом было не Солнце, а невидимый «центральный огонь», существование которого они постулировали, исходя из соображений скорее мистических, чем научных. Точные соображения Пифагора по этому вопросу нам неизвестны, ибо история приписывает создание описанной модели ученику пифагорейской^школы Филолаю, жившему лет через 75 после Пифагора.
Идеи Фалеса, Пифагора и Анаксагора не получили широкого признания. Иную картину вселенной нарисовал Аристотель. Этот великий философ, живший в четвертом веке до н. э., считал, что Солнце представляет собою чистый огонь, равно как и чистые и неоскверненные звезды и планеты, совершенно не похожие по своим свойствам на Землю. Хотя взгляды Аристотеля были дальше от истины, чем взгляды более ранних философов, они имели значительно большее влияние. С падением Римской империи в Европе в течение около тысячи лет все науки находились в полном упадке.