Большие широты
Таким образом, Земля и, в особенности, океаны на больших широтах перед оледенением должны предварительно охладиться. Когда же солнечное излучение усиливается, возвращаясь к прежней интенсивности, увеличивается испарение и количество осадков, и так же как в гипотезе Симпсона, развиваются ледники. В конце концов, когда солнечнее излучение увеличивается еще больше, летнее таяние начинает преобладать, льды отступают и со временем исчезают окончательно. Если бы солнечное излучение снова отклонилось от нормы до уровня, на котором оно находилось во время образования ледников, оледенения не произошло бы, так как не было бы предварительного охлаждения Земли. По сути дела, Белл полагает, что ледниковые периоды являются следствием усиления солнечного излучения, но только если это усиление происходит после длительного ослабления солнечного излучения.
Описанные теории предполагают изменение общего излучения Солнца, т. е. солнечной постоянной. Здесь уместно задать вопрос: могут ли происходить подобные изменения солнечного излучения или нет, а также бывали ли они фактически? Приходится признать, что до сих пор нет сколько-нибудь надежного ответа на этот вопрос.
Выше уже упоминалось, что излучение Солнца в далеком ультрафиолете и корпускулярное излучение сильно меняются. Г. К. Виллетт, метеоролог Массачусетского технологического института, полагает, что в значительно большей степени, чем общим нагреванием или охлаждением Земли, появление ледников объясняется изменением этого ультрафиолетового излучения, которое влияет на характер циркуляции в атмосфере. За последнее время увеличивается количество наблюдений, свидетельствующих об изменениях ультрафиолетового и корпускулярного излучения Солнца и об их влиянии на погоду. Однако суть и причина этого влияния все еще неясны. Более того, Виллетт утверждает, что многочисленные периодические проявления климатических изменений, начиная от ледниковых периодов и вплоть до происходящего в последнее время потепления зим в умеренных широтах и повсеместного отступления ледников, — все это отличается только длительностью и амплитудой; все эти явления согласно его теории получают единое объяснение.